Вы здесь: Главная - Статьи - Неврология - Реабилитация при черепно-мозговой травме

Реабилитация при черепно-мозговой травме

Реабилитация при черепно-мозговой травме

Различают открытые и закрытые виды черепно-мозговой травмы. Открытая — подразделяется на непроникающую и проникающую, когда имеется повреждение твердой мозговой оболочки;

К закрытой черепно-мозговой травме относятся сотрясение и ушиб головного мозга. Состояние больного характеризуется общей астенией, мышцы теряют функциональную способность, значительные вестибулярные расстройства. Все это дополняется вегетативными расстройствами, впоследствии возможно развитие неврозов. В двигательной сфере отмечаются гемипарезы или гемиплегии, возможно нарушение координации.

В комплексном лечении больных с черепно-мозговой травмой (ЧМТ) средствам физической реабилитации (ЛФК и массажу) принадлежит важная роль.

Цель реабилитации:

  • общее укрепление организма
  • противодействие астении, мышечной слабости
  • функциональная адаптация больного к физическим нагрузкам и повышение устойчивости вестибулярного аппарата

Весь процесс реабилитации делится на 4 периода (по В.Л. Найдину)

  1. ранний
  2. промежуточный
  3. поздний восстановительный
  4. резидуальный

В ранний период (2—5-е сутки) физическая нагрузка существенно ограничена и сводится к использованию пассивных, пассивно-активных упражнений, большого числа дыхательных упражнений и лечению положением;

В промежуточный период (5—30-е сутки) расширяется круг упражнений, применяемых в раннем периоде. Больше внимания уделяется лечению положением и перемене положений тела в чередовании с дыхательными упражнениями в различных типах дыхания и пассивно-активными и активными движениями. Помимо этого проводится общеукрепляющий массаж. Начинают использовать и упражнения для тренировки вестибулярного аппарата.

В поздний восстановительный период (4—5-я неделя после травмы) на первый план выступают активные упражнения, нацеленные на восстановление временно нарушенных функций, а при необходимости — перестройку и компенсацию утраченных функций. В занятиях ЛГ при спастических параличах и парезах уделяется внимание восстановлению силы мышц и устранению патологических синкинезий. С этой целью больного обучают активному расслаблению мышц, проводят локальный расслабляющий массаж. При парезах упражнения выполняются в адекватно-облегченных условиях. В комплекс упражнений должны включаться приемы для восстановления умения дозировать мышечное напряжение, изменять скорость движения, амплитуду движения с постепенным увеличением мышечной силы и темпа движений. Много внимания уделяется дыхательным упражнениям (соотношение к общеразвивающим 1:3, а при работе с паретичной конечностью 1:2). При наличии синкинезий методика ЛГ аналогична методике борьбы с синкинезиями при инсульте.Особое место в комплексе реабилитационных мероприятий занимает обучение стоянию и ходьбе. В положении стоя больной обучается равномерно распределять массу тела на обе ноги, а затем переносить тяжесть тела с одной ноги на другую, добиваясь равновесия и координации движений рук и ног при ходьбе. Помимо тренировки в восстановлении ходьбы, необходимо обучать больного более сложным двигательным актам — поворотам на месте и в движении, передвижению по пересеченной плоскости, спуску и подъему по лестнице, выполнению бытовых и трудовых действий. Продолжаются тренировки вестибулярного аппарата: повороты и наклоны головы, даются упражнения на внимание, равновесие, ориентацию во времени и пространстве.

В резидуальный период процесс реабилитации продолжается, больше внимания уделяется выработке компенсаций утраченных двигательных функций. Поэтому занятия приобретают специализированный характер, включают упражнения, способствующие приобретению необходимых бытовых и трудовых навыков самообслуживания. Используются специальные упражнения, трудотерапия, занятия на тренажерах и реабилитационных стендах.


Войтов Андрей15 авг 2010Статьи, НеврологияКомментариев (0)
Для добавления комментариев необходимо авторизоваться на сайте!
Зарегистрироваться
X

Комментариев нет